09.06.2023

Как преподавателю вуза «перестроиться» на проектное обучение?

Как преподавателю вуза «перестроиться» на проектное обучение?

Проектно-ориентированное обучение студентов – это новый формат работы современных вузов.
Подобная модель обучения приближает процесс обучения к практической деятельности, формирует индивидуальную траекторию образовательного процесса и повышает мотивацию к обучению.

В результате студенты приобретают практические навыки работы в профессиональной сфере, а также развивают свои «мягкие навыки» (soft skills), особенно необходимые им для воспитания собственного предпринимательского мышления.

Однако не каждый преподаватель может сегодня легко перейти на новый формат обучения и встроиться систему преподавания, построенную большей частью не на теоретическом, а именно на практическом подходе. Для многих педагогов это становится совсем не простым делом.
Но какие шаги стоит предпринять, чтобы успешно встроиться в новую систему проектно-ориентированного обучения?

Владислав Юрьевич Показаньев, начальник Управления акселерационных программ и проектного обучения ГУУ:

«Во-первых, необходимо глубоко понимать суть понятия «проектное обучение студентов». Преподаватель должен уметь воспринимать учебный материал не как набор теоретических знаний, а как основу для решения конкретных задач и проблем. Такой подход позволяет студенту активно участвовать в процессе обучения, творчески мыслить и получать реальный жизненный опыт.

Во-вторых, необходимо осваивать новые технологии и стремиться использовать технологичный подход к обучению. Увлекательные лекции с демонстрацией видеоматериалов и мультимедиа-презентаций, цифровизация процессов взаимодействия с учащимися, совместные студенческие проекты и командные конкурсы – это всё (и не только) может привлечь студентов, позволит вызвать их интерес и помочь им лучше усваивать материал.

Например, в нашем вузе для проектного обучения студентов мы используем цифровую платформу BusinessChain. Основные базовые процессы проектной подготовки студентов бакалавриата у нас проходят на платформе. Это такой цифровой проектный офис ГУУ. Ребята ведут свои проектные работы на специализированных треках при помощи экспертов и трекеров. Трекерами выступают также наши преподаватели, которые прошли специальное обучение и получили удостоверение о повышении квалификации. На платформе мы проводим и конкурсы студенческих работ, организуем питч-сессии и демо-дни. Кроме того, у нас функционируют цифровые витрины студенческих проектов, доступные для потенциальных инвесторов. Таким образом, у студентов появляется реальная возможность взаимодействовать с внешним рынком, тестировать свои идеи на «настоящих» бизнесменах и инвесторах, получать консультационную поддержку внешних экспертов (менторов) и находить (что особенно важно!) своих будущих работодателей.

Во всей этой работе преподаватели принимают самое активное участие, а мы поддерживаем их стремление к постоянному развитию, проводим систематическое профобучение и, конечно, финансово поощряем с помощью эффективной системы KPI. Это, по сути, третья рекомендация. Современному преподавателю просто необходимо постоянно совершенствоваться и обновлять свои умения и навыки. Да, простые (избитые) истины. Но сегодня у преподавателей появилась дополнительная возможность монетизировать свои продвинутые навыки через участие в проектном образовании. Повторюсь, в нашем вузе система материальных поощрений для проактивных преподавателей выстроена на системной основе. Но даже при любой системе отношений преподавателя и вуза, современный, технологически компетентный и проектно-ориентированный педагог будет всегда востребован на рынке труда.

И напоследок, хотелось бы отметить особенную важность личностного подхода в проектном обучении студентов. Модель проектного обучения ставит студента в центр процесса и делает его ответственным за свое обучение. А потому современный преподаватель должен быть особенно внимательным и чутким психологом. Ему необходимо уметь учитывать особенности каждого студента, разбираться в его индивидуальных потребностях, чтобы создавать различные обучающие группы не только по уровню подготовки студентов, но и по уровню их совместимости друг с другом. В проектном обучении очень важно, чтобы каждый студент не только получил максимум знаний, но и обязательно раскрыл свой личный творческий потенциал».

Таким образом, для того чтобы встроиться в новую систему проектно-ориентированного обучения, современный преподаватель должен быть готов к постоянному совершенствованию и изменению своего подхода, а также заботиться о потребностях студентов. Ориентация на результат, умение брать на себя ответственность за этот результат, а также развитие творческого мышления молодых специалистов – это главные преимущества проектного подхода к обучению, и только компетентный и знающий преподаватель может помочь студентам полностью осознать их пользу.

Получить консультацию по технологическому развитию проектного обучения в вузе:
+7 (495) 118-24-34